Евреи Кабаковы герб фамильный  

Евреи Кабаковы.

Евреи Кабаковы - Родовой сайт фамилии Кабак, Кабака, Кабаков, род Кабак, семья Кабак

Еврейский род Кабаковых - это беларусский, достаточно поздний род (именно носителей такой фамилии, представители другой фамилии - предки еврейских Кабаков, прослеживаются и ранее), берущий свое начало в XVIII веке.

 

Поводом для моего письма является то, что в Вашей статье Вы пишете: “Вопрос о происхождении фамилии нельзя считать окончательно выясненным.” Однако я всегда считал, что знаю происхождение нашей фамилии. Мне уже 82 года и я не помню, откуда пришло ко мне это знание, но помню, что я обсуждал этот вопрос с моим отцом, Кабаковым Исаком Лейбовичем, и он был того же мнения.
Среди еврейских фамилий часто встречаются фамилии-аббревиатуры. Фамилия КаБаК также является аббревиатурой, состоящей из трех букв еврейского алфавита: Каф-Бейт-Каф. Расшифровывается аббревиатура словами: Коэн-Бен-Коэн, что можно перевести на русский язык как Коэн сын коэна, или как Священник сын священника.
К сожалению, мои братья, живущие в Израиле, вследствие неосведомленности при репатриации записали свои фамилии с буквами Куф, вместо Каф, что является ошибкой.   Лев Кабаков

Ниже приведено достаточно подробное исследование данного рода, родоначальником которого является некий Шмийло Гершков (ок.1776 г.р.), который  записан в ревизской сказке Подольской губернии Гайсинского повета Теплицкого кагала от 30 сентября 1811 года как "сын КАБАК", он же Кабаков. Источник: rodoslovnaja.narod.ru (авторство и копирайт нижеприведенного текста - с указанного сайта).

Введение

Предлагаемые материалы основаны на исследовании, начатом автором в 2000 году, и представляют частичные выдержки из рукописи, работа над которой продолжается. По линии моей матери-Брониславы Ильиничны Кабаковой-удалось воссоздать полное генеалогическое дерево СЕМЬИ Кабаковых,проживающих на территории Беларуси с момента ее присоединения к России. По линии отца- Евсея Львовича Рабиновича- удалось воссоздать генеалогическое дерево только прямых предков.

Все современные Кабаковы независимо от вариантов написания фамилии происходят от одной из двух ветвей СЕМЬИ, корни которой обнаружены на территории Беларуси с начала XVIII века. Согласно документам, разысканным в архивах Беларуси, России и Украины одна из этих ветвей (в русском языке "КАБАК", в английском Kabak,возможно также Kabac, Cabak,Сabac,) проживала в местечке Новогрудок, расположенном ~ в 80 км к юго-западу от Минска. Другая ветвь (по русски "КАБАКОВ", по английски Kabakov, Kabakow, Каbакоff, Kabacoff ) проживала в местечке Игумен, расположенном в 70 км к юго-востоку от Минска. В XVI-XVIII веках оба местечка территориально находились в составе Речи Посполиты - объединенного Польско-Литовского королевства. В конце XVIII века в результате второго раздела Речи Посполиты между Австрией, Пруссией и Россией при русской царице Екатерине Второй эти местечки вошли в состав Российской империи.

С этого времени начали производиться переписи всего населения, проживающего на присоединенных землях, в том числе евреев. Эти переписи, называемые по-русски "Ревизские сказки", послужили одними из основных документов, на базе которых разработано предлагаемое исследование. Следует отметить, что много фактического материала было также получено из других архивных документов-рекрутских списков, cписков домовладельцев, плательщиков и должников по налогам, списков избирателей в Государственную Думу России, списков присяжных заседателей местных судов, заявлений жалобщиков, из судебных процессов, документов полиции и т.д.

Ревизские сказки, в которых встречаются фамилии КАБАК и КАБАКОВ, главным образом хранятся в Национальном Историческом Архиве Беларуси (НИАБ) и некоторых архивах Украины, в частности, в Каменец-Подольском местном Государственном Архиве. Кроме того в архивных документах Украины нередко встречается еврейская фамилия "КАБ", которая, возможно, имеет непосредственное отношение к нашей семье. Однако её изучением и отношением к СЕМЬЕ автор не занимался.

Нет сомнения, что КАБАК и КАБАКОВ - одна фамилия. Известный собиратель сведений о КАБАКОВЫХ Бенцион Кабаков из Иерусалима любезно ознакомил автора с документами о его украинских предках. Его прямой предок Шмийло Гершков ~1776г.рожд. записан в ревизской сказке Подольской губернии Гайсинского повета Теплицкого кагала от 30 сентября 1811 года как "сын КАБАК". Он же в ревизской сказке от 25 апреля 1834 года уже записан как "Шмийло Гершкович КАБАКОВ". Сын Шмийло Гершко в ревизской сказке от 23 мая 1858 г. записан также под фамилией КАБАКОВ. Под той же фамилией КАБАКОВ в еврейской переписи 1875 года записан сын Гершко и внук Шмийло Ноех-Янкель. Однако 2 августа 1891 г. столоначальник Подольской Казенной палаты Будный "произведя генеральную поверку торговых и промышленных заведений в м.Соболевке Гайсинского уезда, нашел, что мещ. Ноих КАБАК ведет незначительную торговлю паклей, не имея билета лав.(очной) т.(орговли)" То-есть один и тот же человек в разных документах записан, то как КАБАКОВ, то как КАБАК. Можно также привести цитату из письма от 23.11.2002г. одного из корреспондентов Бенциона Льва Кабакова. "Мой дед Лейб был КАБАКОВ, но среди его родных и двоюрных братьев были КАБАКИ и КАБАКОВЫ". Наконец моя бабушка Лея-Пеша, как будет показано ниже потомственная КАБАКОВА из Игумена, расписывалась как КАБАК.

Поскольку первое документальное упоминание фамилии "КАБАК" относится к 1746 году, а фамилии "КАБАКОВ" к 1766 году, ветвь "КАБАК" будем считать условно первой, а ветвь "КАБАКОВ" - условно второй. Вопрос о происхождении фамилии нельзя считать окончательно выясненным. Известно, что власти Речи Посполитой не признавали еврейских фамилий. Для упорядочения учета населения царское правительство в одном из первых указов (Положение "Об устройстве евреев",утвержденное 9 декабря 1804г.) постановило: "..каждый Еврей должен иметь, или принять известную свою наследственную фамилию, или прозванье, которое и должно уже быть сохраняемо во всех актах и записях без всякой перемены с присовокуплением к оному имени, данного по вере или при рождении, мера сия необходима для лучшего устройства Гражданского их состояния,для удобнейшего охранения их собственностей и для разбора тяжб между ними". Так, видимо, помимо имеющихся ранее возникло много новых фамилий, отражающих род занятий - Винокур, Каменщик Кузнец, Медник, Мельник, Мясник, Печник, Плотник, Портной, Сапожник,Слесарь,Стекольщик, Столяр, Шинкарь, , Шорник, Цырульник,. Как показали наши изыскания, однозначно можно утверждать, что слово "Кабак", означающее в русском языке питейное заведение, не имеет никакого отношения к происхождению еврейской фамилии Кабак (Кабаков).

Что касается Рабиновичей, то происхождение фамилии достаточно известно. В основе ее лежит слово Rabbi (буквально- наставник мой), служитель культа в еврейской религиозной общине. Не удивительно, что практически почти в каждом местечке Беларуси к моменту ее вхождения в состав России проживал один или несколько представителей семьи Рабиновичей, и разобраться в переплетении всех их родственных связях чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Воссоздавая родословную своих прямых предков по линии отца, автор испытал большие сложности. Это было вызвано в первую очередь тем, что мой дед с детства был сиротой. По семейным преданиям прадед был учителем. Он не имел собственного дома, и это, видимо, определило отсутствие записи о нем в ревизских сказках. Только спустя три года после начала поисков мне совершенно случайно удалось его найти в одной из дополнительных ревизских сказок .Это была единственная документальная запись о прадеде, в то время, как например. о Кабаковых, проживающих в собственных домах, сведения обычно имелись при каждой переписи.

Кабаки

Родоначальник условно первой ветви - МОВША КАБАК (~1720-1780) имел двух или трех сыновей. Это были Михель (1746) , Калман (1752) и, возможно, Рафал (~1740). Дети Мовши Михель и Калман жили в местечке Новогрудок, центре одноименного уезда вначале Гродненской, а затем Минской губернии. Семья Рафала в 1803 году вернулась в Новогрудок, который она покинула после страшного пожара 1795 года. Имеются сведения, что некоторые Кабаки в XVIII веке проживали в Пруссии и Вильно.На протяжении XIX века КАБАКи в основном проживали в Новогрудке. Одно из семейств Кабака во второй половине XIX века перебралось на Украину (в Киевскую губернию). В конце XIX и начале XX века КАБАКИ также обнаружены в мест.Лоев Речицкого уезда, Любчы Новогрудского уезда, Любеч и Конотопе Черниговской губ., Борисове, Минске, Игумене. Новогрудская ветвь в XIX веке насчитывала 135 человек, в том числе 70 мужчин и 65 женщин.

В приложении №1 и №2 помещены в алфавитном порядке все найденные КАБАКи (имя и отчество) с указанием условного номера и года рождения. Двойные имена записаны через дефис.В том же приложении на схеме №1 представлены первые КАБАКи. На схеме №2 (А,В) в масштабе Времени представлено родословное дерево всей семьи КАБАК по мужской линии. На схеме №3 в качестве примера представлено родословное дерево сына Михеля Кабака (1746г.р.) Юделя (1776г.р.) с указанием всех обнаруженных жен, сыновей и дочерей.

Таблица №1. Все МУЖЧИНЫ КАБАКИ по АЛФАВИТУ Условный ИМЯ Имя отца Год рожд. номер м9-3 Абрам Калманов 1803 м80-37 Абрам-Мовша Вольфов 1846 м53-14 Айзык Вольф Михелиов 1848 К17-15 Берко Михелиов,плем.Вольфа 1826 м37-9 Вольф Абрамов 1825 К9-3 Вольф Израэлев 1826 К16-8 Вольф Мовшов 1841 м13-4 Вольф Юделев 1813 м54-14 Гирш Михелевич 1851 м82-38 Довид Ицков 1847 м19-5 Израиль Мовшев 1801 К20-3 Изрель Ицка Вольфов ? м26-6 Изрель Моше Иоселиов 1820 К19-15 Изрель-Кальман Вольфов ~1860 К5-3 Изроэль Калманов 1786 м8-3 Иодель Калманов 1799 м6-1 Иосель Михелев 1798 И1-1 Иосель Рафалов 1766 м38-9 Ицка Абрамов 1828 И3-1 Ицко Иоселев 1803 К14-7 Калман Айзиков 1844 К2-1 КАЛМАН МОВШОВ 1752 м7-3 Калман Мовшов,муж 1776 м48-13 Лейба Вольфов 1830 м52-14 Лейба Михелев 1839 м99-93 Лейба Хаимов ? м22-5 Маркель Мовшов 1825 Михель Израилев 1824 м27-6 Михель Иоселев 1823 м1-1 МИХЕЛЬ МОВШОВ 1746 м20-5 Михель Мовшов 1817 Михель Мордухов 1816 м14-4 Михель Юделев 1817 м73-28 Михель-Берко Мовшов 1845 м50-13 Мовша Вольфов 1844 К8-3 Мовша Израэлев ~1820 м28-6 Мовша Иоселев,плем. 1824 И5-1 Мовша Иоселевич Клецкий 1809 м64-22 Мовша Маркелев 1848 м5-1 Мовша Михелев 1781 м85-39 Мовша Невахов ? м62-21 Мовша-Мордха Шлиомов,внук Мовши?? м61-20 Моисей Михелев ~1830 К21-? Мордух Вольф Изрелиов 1794 м49-13 Нисон Берко Вольфов 1840 м39-9 Ноах-Меер Абрамов 1832 м29-6 Нохим Иоселев 1825 м67-27 Нохим Мовша Михелев 1839 К23-20 Пейсах Берков 1860 РАФАЛ КАБАК ~1740 м43-12 Сендер Эльев 1846 м31-6 Симха Иоселев 1836 м89-48 Файтель Лейбов-ЛЮБЧЫ ? м93-59 Хаим Ицко Янкелев 1852 м88-48 Хаим-Исер Лейбов 1850 К15-7 Хаим-Меер Мовшов 1824 м78-31 Хацкель Симхович ? м90-48 Шебшель Лейбов-ЛЮБЧЫ ? Шмерка Лейзеров Самсонович,брат Ривки м72-28 Шмуйло-Зундель Мовшов 1844 м12-4 Эля Юделиов 1807 Юдель Берков 1865 м30-6 Юдель Иоселев 1834 м4-1 Юдель Михелев 1776 м18-5 Юдель Мовшев 1798 м94-59 Юдель Янкелев ? м59-19 Янкель Израилев 1821 Айзик Бейнешович Верник,шурин Израэля ПРИМЕЧАНИЕ: Необходимо иметь ввиду, что одно и то же имя могло быть записано по разному.Например, ЮДЕЛЬ=ИОДЕЛЬ,ВОЛЬФ=ВУЛЬФ, Израиль=Изроэль=Изрель,Мордух=Мордых и т.д. Таблица №2. Все женщины КАБАКИ по алфавиту. м70-27 Бейля Михелева 1849 м75-29 Бейля Элиовна,жена Нохима 1825 м87-48 Бейля,жена Лейбы 1830 м83-38 Броха Ицковна 1852 м86-39 Геня Ицковна Каган,плем.Ноаха 1854 м51-14 Геня Лейбовна,жена Михеля 1817 м69-27 Геня Михелева 1844 м24-5 Геня Мовшева 1820 м25-6 Геня Нохимовна,жена Иоселя 1797 м10-3 Гися Калманова 1797 м79-37 Гнеся,жена Вольфа 1825 м34-6 Голда Иоселева 1830 м97-62 Голда Мовшова 1870 м3-1 Двера Михелева (Дворка) 1776 м76-29 Двора Нохимова 1845 м98-80 Двора,жена Абрама 1846 м71-28 Дина Мордуховна,жена Мовши 1825 К3-1 ДИНА,жена КАЛМАНА 1790 м58-18 Ента Юделева 1817 м81-38 Загда Довыдовна,жена Ицки 1828 К4-3 Злата Калманова 1792 м77-29 Кейль Нохимова 1847 м63-22 Кейля,жена Маркеля 1832 м35-6 Леви Иоселева 1837 м92-59 Лея Ицковна,жена 1822 м65-22 Лея Маркелева 1848 Лея Михелева 1834 Лея Михелева 1841 м2-1 ЛЕЯ,жена МИХЕЛЯ м17-5 Лея,жена Мовши 1780 м32-6 Либа Иоселева 1823 м74-28 Либа Мовшова 1849 м16-4 Либа Юделева 1804 м36-9 Лифма Ицковна,жена Абрама 1803 К18-8 Малка Юделиовна,жена Вольфа 1848 м42-12 Мерка Гиршовна,жена Эли 1809 м101-6 Мириом,внучка 1844 м56-14 Песя Михелева 1849 м11-4 Песя,жена Юделя 1780 К12-3 Райха Израэлева 1795 м96-62 Раська Фалковна,жена Мовши 1848 Ривка,жена Изроэля 1811 Ривка,жена Юделя И2-1 Рохля,жена Иоселя 1771 К22-16 Рывка Абелиовна м95-59 Рывка Янкелева 1848 м84-39 Рывка,жена Ноаха 1838 м41-9 Сора Абрамовна 1842 И4-1 Сора Иоселева 1802 м45-12 Сора Эльева 1841 м68-27 Тоуба Михелева 1837 м66-27 Фейга,жена Михеля 1822 м40-9 Фрейда Абрамовна 1839 К7-3 Фрейда Калманова м46-12 Фрума Эльева 1843 К11-3 Хава Израэлева 1826 Хана Юделиова 1829 м23-5 Ханя Мовшева 1804 м33-6 Хая Иоселева 1828 м60-20 Хая Леви,жена Михеля 1820 м15-4 Хая Юделева 1803 м57-18 Хенка,жена Юделя 1804 м100-6 Шейна Хецкелиовна,внучка 1840 К10-3 Эстер,2-ая жена Израэля 1822 м91-53 Эстра Меерова,жена Айзыка 1850 м47-13 Этка Шебшелиова,жена Вольфа 1814

По социальному положению еврейское население подразделялось на купцов, ремесленников, мещан и земледельцев. К купцам относились жители, имеющие капитал свыше 500 руб. По российскому законодательству (1861 год?) купцы по уровню своего состояния подразделялись на три гильдии. К купцам 1-ой гильдии относились лица с капиталом в 10000 руб. и более; 2-ой гильдии - с капиталом от 1000 до 10000 руб; к 3-ей гильдии - от 500 до 1000 руб. К мещанам были отнесены евреи с капиталом до 500 руб. В отличие от мещан купцы платили налоги в размере 1% состояния, оценку которого производили сами. Еврейских купцов в 1-ую гильдию не зачисляли.

Новогрудские КАБАКИ были весьма состоятельными людьми. В те давние времена каменные дома были очень редкими и дорогими. Если стоимость хорошего деревянного дома составляла в среднем 100 - 300 рублей, цена каменного дома была ~2000руб. Для общего представления можно назвать некоторые цены того времени: лошади ~ 40 руб, коровы ~25 руб; цена ведра знаменитой русской водки - 4 руб. Один из КАБАКов купец Михель владел несколькими каменными домами. Во время длившегося два года судебного процесса по делу о взаимных обидах Михеля КАБАКА… с евреем Борухом Левиным, кстати владельцем соседнего двухэтажного каменного дома, тот в жалобе 18 февраля 1863 года в Новогрудскую Городскую Полицию писал, что " Михель КАБАК, уповая на свое богатство, в присутствии Начальника города, выйдя из своего дома, решительно объявил, что он не только не перестанет причинять мне разные неприятности и обиды, но даже всеми мерами будет стараться наносить мне таковые еще в гораздо большем виде, и обещание свое в точности исполнил…".

Купцы Кабаки имели торговые связи не только в России, но и в Пруссии. Впрочем, торговые дела не обходились без риска. Так 20 июля 1866г. Виленское Городское полицейское Управление уведомило Минскую Палату Гражданского Суда, что своим постановлением от 10 июля 1866 года " по делу о взыскании с Новогрудских 2-ой Гильдии купцов-евреев Мовши и Нохима Иоселиовичей Кабаков, должных Прусскому подданному Густаву Гиршфельду по двум векселям 3763 рублей серебром с процентами, положено положить запрещение на всякое имущество где бы какое ни оказалось принадлежащим им Кабакам и об исполнении сего послать в Ст Петербургскую Сенатскую Типографию объявление для пропечатания в Сенатских Ведомостях и о таковом распоряжении сего Управления доносить для надлежащего сведения Гражданским Поветам Виленской и Минской".

Документы прошлого ещё позволяют, как показано в приложении 1, довольно полно выявить родословные связи, построить четкие генеалогические ветви СЕМЬИ. Несравненно сложнее сквозь завесу десятков и сотен лет попытаться проникнуть во внутренний мир предков, в их взаимоотношения, поступки и мысли. Кажется, ветер времен давно развеял прах и их тел, и их духовной жизни.

Конечно, сохранившиеся материалы найденных судебных процессов дают некоторое минимальное об этом представление. Но как правило, эти процессы касаются лишь финансовых или бытовых проблем, покупки домов, дележа наследственности (дело от 3 июля 1853 года о претензии 3-ей Гильдии купца Иоселя Михелиовича КАБАКА к евреям Мордуху Виленкину и Леи Рабиновичовой на 900 руб серебром; дело от 23 февраля 1860 г. о выдаче евреям КАБАКУ и Замковым данной на дома, состоящие в г.Новогрудке, принадлежащие наследникам еврея Зайчика; дело от 18 апреля 1865 года по жалобе Минского мещанина Нохима Герцовича Розовского на купеческого сына Михеля Ицкова Иоселиовича КАБАКА за нанесение ему побоев). Из этих дел явно выделяется одно, о котором следует написать подробнее.

Одна из самых страшных проблем еврейского населения того периода заключалась в рекрутстве. По-существу, забирая в армию молодого человека, а подчас и ребенка на 15-25 лет, его лишали жизни, зачастую в прямом смысле. Те же, кто чудом сумел вернуться назад и не был насильно крещен, как правило, полностью терял здоровье и возможность создания семьи. Конечно, богатые евреи, к которым относились Кабаки, обычно могли откупиться или, заплатив, отдать вместо себя кого-либо из бедных евреев. Но даже они не всегда могли избежать участи рекрутчины. Фабула дела Минского Окружного Суда от 18 марта 1885г. такова. В мест.Городище Новогрудского уезда в доме владельца местной корчмы Шмерки Самсоновича проживала его сестра Ривка, которая вышла замуж за Юделя Беркова Кабака. В дом Шмерки явился урядник, чтобы препроводить Юделя в полицейский участок за уклонение от призыва 1883года. Шмерка и Ривка помешали уряднику и Юделю удалось убежать. За сопротивление полиции Шмерку посадили в Новогрудский Тюремный Замок, а с беременной Ривки взяли подписку о невыезде. Дело о сопротивлении полицейским властям было рассмотрено с участием присяжных. В приложении №5 можно ознакомиться с ним подробно.

Кабаковы

Родоначальник условно второй ветви - АБРАМ КАБАКОВ (~1740-1785) жил в местечке Игумен Минской губернии (ныне гор.Червень Минской обл.), имел пять или шесть сыновей. Это были Гирш (1766), Берк(~1767), Лейба(1779), Ефройм(1781),Лейзер(1783) и, возможно, Юдо (~1760). Сыновья Абрама проживали: Гирш и Ефроим в Игумене; Лейзер в мест.Молдвич, а с 1811г. в Игумене; Берк в деревне Ляды генерала Завиши, его сын Абрам по переписи в 1811 году жил в Игумене; Лейба жил в мест. Лапонин (Запонин?), а с ~1797 года - в заштатном городе Докшицы Борисовского уезда Минской губернии. Он стал родоначальником Докшицкой ветви КАБАКОВЫХ. Во второй половине XIX века потомки КАБАКОВЫХ интенсивно расселялись в центральной части Беларуси, а также на Украине. Оставаясь в Игумене как одной из основных еврейских фамилий местечка, они обнаружены в Докшицах Борисовского уезда, в Малыницкой сотне Рогачевского уезда, в Бобруйском уезде, в мест.Лошы Слободо-Подзачевской волости, Гомеле, Борисове, Минске, Чечерске, мест.Корме Рогачевского уезда, Руденске, Свислочи, Смиловичи, Смолевичи, Березино, Талька, в Черниговской губернии, а в 20-х годах ХХ века в Джанкое Крымской обл.Украины. Если сравнить по численности Новогрудскую и Игуменскую ветви, то последняя оказалась более многочисленной. Только мужчин КАБАКОВ обнаружено около 150 человек.

Общая таблица документально найденных мужчин и женщин по фамилии КАБАКОВ представлена в приложении №3. В том же приложении на схеме №4 представлены первые КАБАКОВы. На схеме №5 в качестве примера представлено родословное дерево сына Абрама Кабакова Гирши(1766-1819) по мужской линии. На схеме №6 представлено полное родословное дерево моих прямых предков.

НЕМНОГО ИСТОРИИ. ЕВРЕИ В ЛИТВЕ И ПОЛЬШЕ.

Полагают, еще во времена Карла Великого в 800 г. из Германии в Польшу приезжали еврейские купцы и оставались там жить. По одному из преданий в конце IX века еврейские депутаты из Германии явились к польскому князю Лешку, который, расспросив послов об иудейской религии, дал согласие на их просьбу о допущении евреев в Польшу. Движение евреев усилилось с конца Х века после принятия поляками христианства и их сближением с западными странами, где проживало много евреев. В начале ХIII века римский папа Иннокентий III, захвативший в Западной Европе всю духовную и светскую власть, видел главную опасность для церкви в том, что евреи заражают христиан своим неверием. В посланиях королям он писал, что евреи обречены на вечное рабство за то, что их предки распяли Христа, а по сему должны, как братоубийца Каин, скитаться по земле и бедствовать. Правители должны порабощать их и держать отдельно от христиан как бесправное низшее сословие. В это время учреждается инквизиция. Евреи изгоняются из Франции и Англии. В Германии во многих городах им выделяют отдельные улицы и кварталы ("Гетто"), заставляют носить позорный еврейский знак в виде желтого кружка на одежде или остроконечной шляпы с рогами.

Спасаясь от преследований массы евреев бегут в Польшу и Литву. Польские князья их принимают охотно, так как развивались торговля и ремесла. Так Краковский князь Мечислав Старый (1173 год) строго запрещал всякие насилия против евреев. На чеканных монетах Польши имена князей обозначались еврейскими буквами. Князь Болеслав Калишский первым обеспечил социальное положение евреев на основании особых законов. В 1264 г. он издал грамоту, которая определила права евреев и защитила их от произвола христиан. Польша достигла вершины могущества в XV веке при мудром короле Казимире Великом (1333-1370). Он распространил льготную грамоту Болеслава на всю Польшу, дополнив ее новыми законами в пользу евреев. Так еврейские дела судья могли рассматривать только при участии раввинов и старост общин. Это было зародышем кагального самоуправления.

Литва в конце XIV века переходит от язычества к христианству. В эти времена там уже было 5 еврейских общин: в Бресте, Гродно, Троках, Луцке, Владимире. Великий князь Витовт им покровительствовал. Подобно грамоте Казимира Великого он издал свою, по которой евреи составляли класс свободных жителей под покровительством властей и пользовались самоуправлением в своих внутренних делах. В XV веке евреи изгоняются из Испании. Часть переселяется в Германию, оттуда в Польшу и Литву. XVI век считается "золотым веком" как временем процветания евреев в Польше и Литве. Польские короли Сигизмунд I, Сигизмунд II Август, Стефан Баторий покровительствовали евреям. В свою очередь богатые евреи оказывали королям важные услуги, брали в откуп сбор налогов и пошлин, арендовали королевские имения и управляли ими,обогащая казну, ссужали короля деньгами в случае войны.

Делами еврейских общин заведовали кагалы. Члены кагальных советов избирались ежегодно в дни Пасхи. Кагал собирал подати, выдавал купчие крепости, заведовал обучением, разбирал тяжбы . Судили по законам библии и Талмуда. Расцвела талмудическая наука, ученые были в почете.

Но в середине XVII века ситуация резко ухудшилась. Шляхта угнетала крестьян, зачастую используя евреев как арендаторов, что вызывало к ним ненависть. Особенно страдало население польской Украины. Страшное восстание во главе Богдана Хмельницкого прокатилось по стране, восставшие истребляли и поляков, и евреев. Войска поляков были разбиты. Для мира Богдан подписал ряд условий, в т.ч. "чтоб во всей Украине не оставалось ни одного жида". За годы войн было разгромлено ~700 еврейских общин, свыше полмиллиона евреев погибло. Начался упадок Польши. Все более ухудшалось отношение к евреям, урезались их права, с них взимались все большие подати, иезуиты натравливали учеников на иноверных, начались избиения и погромы.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ БЕЛАРУСИ К РОССИИ.

Во второй половине ХVIII века Польша распалась и была постепенно разделена между Россией, Австрией и Пруссией в три приема, начиная с 1772 года. Основная часть Беларуси, включая Минск, была присоединена к России в 1795 году.

После гнета польских панов еврейское население смотрело на факт присоединения к России с определенной надеждой на лучшее будущее. Для этого были и основания. Умная царица Екатерина II после первого раздела Польши в обращении к населению присоединенных земель объявила, что жители этого края "какого бы рода и звания не были" отныне будут сохранять право на публичное отправление веры и на владение собственностью,а еще будут награждены "всеми теми правами,вольностями и преимуществами,каковыми древние ее подданные пользуются". Таким образом евреи уравнивались в правах с христианами. При том было добавлено особо о евреях,что их общества "будут оставлены и сохранены при всех тех свободах, какими они ныне пользуются…". Кроме того уже в 1778 году на Белорусский край было распространено недавнее российское всеобщее постановление:владеющие капиталом до 500 руб составляют отныне сословие мещан, а большей суммой - сословие купцов трех гильдий(1-ой - капитал свыше 10000 руб; 2-ой - от 1000 до 10000, 3-ей - от 500 до 1000 руб). При этом они освобождаются от поголовной подати,а платят 1% с капитала, ими "объявленного по совести". По другому определению мещане должны были иметь свой дом, определенный участок земли и регулярно платить все положенные платежи.

 

 

 

 

 

РОДСТВЕННЫЕ ФАМИЛИИ
начиная от Терентия Даниловича

Первое поколение:
РАСПУТНИЙ, УСЕНКО
Второе поколение:
КОЗОРОГ, ЛАВРЕНКО, СУЩЕНКО
Третье поколение:
КОЛЕСЕНЬ, ЛУБЕНЕЦ, БЛИНОВ, КОВАЛЕНКО, ЕРЫШЕВ, БЛИНОВ, ЗОЗУЛЯ, ГЛУШКО, ЛИСОГУБ
Четвертое поколение:
ЧОБОТЬКО, ТЮТЮНИК, ЗАВЬЯЛОВ, РЫБКА, ЗУБ, САВЕЛЬЕВ, БЕЛОЗЕРСКИЙ
Пятое поколение:
ЕВДОКИМОВ, SCHLEGEL, МАНАЕНКОВ
Другие: