Как бог Тот создал письменность.

Мудрый Тот обучил египтян медицине, астрономии, математике и другим 
наукам. В каждом городе, в каждом селении появились свои учителя и 
наставники, которые уже сами могли учить других; и лекари появились, и 
служители богов, и звездочёты. Но вот беда: они передавали свои знания 
пока были живы, а когда они умирали, их мудрость и жизненный опыт навсегда 
уходили в небытие.

Нужно было дать людям письменность. Мудрецы переселяются в загробный 
мир, но их знания должны оставаться на земле и служить потомкам. Всё 
мудрое должно быть запечатлено в записи.

Только вот как научить египтян письму? Даже многомудрый всезнающий Тот 
не сразу придумал решение для столь трудной задачи.

Поначалу он составил алфавит, где каждому звуку соответствовал 
какой-нибудь простенький значок - кружочек, чёрточка, крестик, квадратик 
или треугольник. Значков набралось всего-навсего 28, и Тот было 
обрадовался: каждый легко запомнит эти кружочки-квадратики. Но, когда бог 
написал для пробы несколько фраз таким алфавитом и попытался прочесть, он 
так раздосадовался, что смял и отбросил папирус.

Ровные ряды крестиков и кружков навевали смертную скуку - сразу 
пропадала охота читать. К тому же и имя великого Ра, и титул его - 
"владыка Вселенной", и слово "раб", и даже имя злодейского змея Апопа 
выглядели при таком письме одинаково: кружочки-квадратики, 
кружочки-квадратики... Никакой разницы между "богом" и "рабом", между "Ра" 
и "Апопом" - это просто кощунственно! Чему хорошему научатся люди, если у 
них будет такая письменность!..

Бог мудрости стал сочинять другой алфавит. Вместо бессмысленных и 
невыразительных геометрических фигурок он обозначил звуки рисунками - 
изображениями птиц, рыб, зверей и растений. Вышло лучше, чем в первый раз, 
но всё равно плохо. Строчки зверюшек и птичек выглядели красиво, однако 
теперь не так-то легко будет запомнить, какая птичка означает "а" и какой 
зверёк "б". Да и слово "раб" по-прежнему ничем не отличалось с виду от 
слова "бог"... Тот снова надолго задумался.

Прежде всего, из 28 картинок три были явно не нужны. Они обозначали 
гласные звуки. Но в разных городах и селениях Та-Кемет люди говорили на 
разных диалектах. Египтяне одинаково произносили согласные звуки, а 
гласные - везде на свой лад. Если выписывать гласные, то южане не смогут 
прочитать папирус, написанный в Дельте, а обитателям Дельты непонятно 
будет письмо южан.

"Надо выписывать одни согласные, - решил Тот, - а гласные пусть каждый 
вставляет те, к которым привык". Но как сделать, чтоб картинки легко 
запоминались, чтобы каждому египтянину сразу было ясно, какая картинка 
какой обозначает звук?.. И тут бога осенило: да ведь это очень просто! 
Есть, например, слово "иару" - "камыш", - так пусть изображение метёлки 
камыша обозначает первый звук слова "иару"- "и". "А" пускай обозначается рисунком руки, потому что со звука "а" 
начинается слово "ауи" - "две руки". "Р" можно передать изображением рта 
: ведь слово "рот" - "ра" - начинается с "р". И так со всем алфавитом: "н" - 
поверхность воды - потому что это первый звук в словах "нет" - "вода" и "нуи" - 
"волны"; "ш" - садовый пруд ("ше"); "с" - деревянный засов для 
ворот ("се"); 
"ч" - путы для стреноживания скота ("че-чет")... Легко и просто - весь 
алфавит! Ничего не надо заучивать: смотри, что нарисовано, выбери 
начальные звуки, сложи их вместе - и прочтёшь слово!

- Создал я письменность божественную! - радостно воскликнул Тот и тут 
же записал на папирусе: 

- Попробую прочесть... - сказал Тот. - Камыш-рот-камыш - 
"иару-ра-иару". Теперь отделить начальные звуки каждого слова. Получается 
"и-р-и". "Ири" - "Создал"... Опять иару- камыш- "и"- "я". "Создал я..." 
Засов-пруд- "се-ше". "Сеш"- "письменность". Вода-путы-рот-камыш - 
"нет-чечет-ра-иару" - "н-ч-р-и" - "нечери" - "божественная". Создал я 
письменность божественную!

Но, когда Тот перечитал эту фразу несколько раз, ему опять не 
понравилось.

Однако бог мудрости уже не сомневался, что он на верном пути и скоро 
справится с этим труднейшим делом. Поразмыслив ещё немного, он догадался, 
что картинками-иероглифами можно обозначать не только по одной, а сразу по 
две и даже по три согласных. Например, слово "глаз" произносится "ирт" - 
поэтому изображением глаза можно обозначить две согласных: 
"ир". Для "сеш" - "письменность" - лучше просто нарисовать дощечку с 
красками и тростинку  - каждому ясно, что это значит и 
как надо прочесть. Для слов "бог" и "божественный", чем выписывать их по 
звукам, проще изобразить флаг на шесте, какие в честь богов развеваются в 
храмах:
Что же касается звука "и", пусть его, как прежде, обозначает метёлка 
камыша, - но в 
тех случаях, когда "и" - это не просто звук, а слово "я", вместо камышовой 
метёлки лучше рисовать сидящего человека: , - так даже красивее... "Впрочем, 
- решил Тот, - кому нравится, может писать "я" иероглифомвместо - ошибки не будет".

- Ири и сеш нечери! Создал я письменность божественную! - повторил Тот 
и записал фразу уже по-новому. Получилось: 

- А пожалуй, - рассудил Тот, - звук "и" в конце слов можно вообще не 
выписывать. К чему лишний труд? И так понятно, где нужно произносить "и", 
а где - нет. 

Тот терпеливо переписал иероглифы. И опять задумался. "Сеш" - это 
"письменность", но ведь и "писец" тоже произносится "сеш"! "Создал я 
писца", "создал я письменность" - и так и сяк можно прочесть. Надо 
добавлять к словам пояснительные картинки. "Сеш" с человечком: - "писец". "Сеш" с 
запечатанным папирусным свитком: - "письменность".  "Ра" с солнышком 
на конце: 
"солнце". "Ра" с изображением бога: - это Ра, властелин богов. Теперь-то уж 
Ра не перепутают с мерзким Апопом, имя которого отныне будет писаться с 
иероглифом змея: 

Тот пересчитал все иероглифы, которые он придумал. Их было уже не 25, а 
почти тысяча! Но бог нисколько не огорчился.

- Ничего страшного, - рассудил он. - Ведь не глупцов же я собрался 
учить письму! А мудрые и тысячу смогут запомнить. 

- Ну, вот, - вздохнул Тот облегчённо. - Совсем другое дело. Это не 
треугольники и квадратики. Вот только никакого почтения к богам в этой 
фразе: бог на последнем месте. Нет! Жрецы называют себя "рабами бога", но 
писать нужно "бога рабы" - бог на первом месте! Не "молиться Ра", а "Ра 
молиться". "Осирисом хвалимый", "божественное письмо": 

- Создал я божественное письмо! - воскликнул Тот, превратился в ибиса и 
полетел учить египтян новому искусству.

 

 

 

 

 

 

 

 

РОДСТВЕННЫЕ ФАМИЛИИ
начиная от Терентия Даниловича

Первое поколение:
РАСПУТНИЙ, УСЕНКО
Второе поколение:
КОЗОРОГ, ЛАВРЕНКО, СУЩЕНКО
Третье поколение:
КОЛЕСЕНЬ, ЛУБЕНЕЦ, БЛИНОВ, КОВАЛЕНКО, ЕРЫШЕВ, БЛИНОВ, ЗОЗУЛЯ, ГЛУШКО, ЛИСОГУБ
Четвертое поколение:
ЧОБОТЬКО, ТЮТЮНИК, ЗАВЬЯЛОВ, РЫБКА, ЗУБ, САВЕЛЬЕВ, БЕЛОЗЕРСКИЙ
Пятое поколение:
ЕВДОКИМОВ, SCHLEGEL, МАНАЕНКОВ
Другие: