Донской (Дiнский) курень.
Боевое братство донцов и запорожцев
...Динской (Донской) курень стоял особняком от всех остальных, потому что возник он иначе и несколько раньше других куреней. Речь об этом факте – не потому, что хочется проявить какой-то неоправданный ура-патриотизм: «Мы, мол, динчане, даже происхождением своего куреня отличаемся от других!» Нет! Эта особенность подмечена многими известными учеными, изучавшими историю Запорожской Сечи. У Донского куреня, единственного из 38-ми сечевых куреней, причины возникновения не связаны с Казачьей реформой Стефана Батория 1576 года.
Основали его выходцы с Дона. Эта территория в XVI веке не входила в Речь Посполитую. Власть Стефана Батория не распространялась на донских казаков. Появление Донского куреня связано с необходимостью совместными ратными усилиями Донского и Запорожского казачьих войск отстаивать свои вольности и единую православную веру от турецко-татарской экспансии.
Эта совместная война начинается в первой половине XVI века. К этому времени и относится возникновение в Запорожской Сечи Донского куреня. Донские казаки очень тесно были связаны с низовым днепровским воинством. Об этом повествуют и русские летописи, и западноевропейские хроники, и документы восточных авторов. В первой половине XVI века запорожцы и донцы предпринимают совместные сухопутные походы в Крым, а затем совместные речные и морские походы. Запорожские «чайки» (легкие подвижные суда) и донские струги выходят на просторы Черного и Азовского морей, наносят удары по Трапезунду, Синопу и даже Стамбулу. Немало запорожцев годами жили на Дону. Их принимали здесь как братьев, единых по имени, по крови, по вере, по быту и даже по основной низовой речи. Очень многие исследователи истории казачества утверждают, что в XVI-XVII веках у обитателей Нижнего Дона и Запорожского Днепра был единый язык. Запорожцы жили плечом к плечу с донцами. Границей между ними была река Берда. Это северный берег Азовского моря, где находится ныне город Бердянск и Бердянская коса.
Запорожский полковник Алексей Шефран, который после турецкого плена прожил на Дону 18 лет, говорил, что переходы на Дон с Днепра и обратно «повелись у нас исстари», что «меж себя казаки сходятся и живут вместе в одних куренях». Изучение этих тесных связей, возникших «исстари», значительно раньше, чем была проведена реформа Стефана Батория, и привело исследователей истории Запорожской Сечи к выводу, что и сам Донской курень возник значительно раньше других.
Донской курень в Запорожской Сечи
Курень Донской существовал везде, где размещалась Сечь. А историкам известно около десятка территорий размещения Сечи. Она никогда не находилась на одном месте. И везде, где возникала Сечь, появлялся Донской курень. Курень, населенный выходцами с Дона, был уже в самой первой Сечи, возведенной на острове Базавлук. Был Донской курень в Сечи, и когда она находилась на острове Томаковка, и на острове Хортица, и у Никитского перевоза, и в устье реки Подпольной, и в устье реки Чертомлык. Когда по указанию Петра Первого солдаты разогнали Чертомлыкскую Сечь, новая Алешкинская Сечь образовалась на левом берегу Днепра, в пределах Крымского ханства. И там возник Донской курень.
В 1734 году запорожцам разрешили вернуться в Россию. В расположенной опять на реке Чертомлык Новой Сечи (так она стала официально называться), конечно же, возник Донской курень. От этого времени сохранился список-реестр казаков Новой Сечи. Документ, составленный в 1756 году, дошел до нашего времени и издан недавно. В списке-реестре отмечены все казаки Сечи, в том числе 199 казаков Донского куреня во главе с куренным атаманом Степаном Сирым. Это за четыре десятка лет до образования станицы.
В 1775 году по указанию Екатерины Второй была разогнана и Новая Сечь, но Донской курень возник в Задунайской Сечи на территории Османской империи. Он существовал там до 1828 года, когда задунайские запорожцы вернулись в Россию. В образованном после разгона запорожцев войске Верных казаков Черноморских тоже был образован Донской курень. Вместе со всем черноморским казачьим войском в 1792-1793 годах он переселился во главе с атаманом Михаилом Столяренко на Кубань и в 1794 году (215 лет назад!) основал здесь Динское куренное селение. В 1842 году это селение стало станицей, а в 1961 году – административным центром одноименного района Краснодарского края.
«Олень, раненный стрелой»
Переходя из Сечи в Сечь, вынужденные проживать в Запорожском войске, донские казаки никогда не забывали и глубоко чтили свой древний донской герб – «Олень, пораженный стрелой». Со времен возникновения войска существует этот старинный символ донского казачества. Раненый олень, убегающий от преследующих его охотников, отчаянно борется за свою жизнь. Он – символ неистребимости казачества, его непобедимости, вечности его Существования. Тяжелые удары наносили казачеству Крымское ханство, Османская империя. Российский царизм стремился лишить казаков свободы, независимости, заставить их безропотно подчиняться и служить империи. В период кровавой борьбы Советов за власть Лев Троцкий призывал «утопить казаков, как библейских свиней, в Черном море». Большевики в XX веке устроили невиданный по масштабам геноцид казачьего населения. Но казачество продолжало жить. Как олень, побеждающий смерть, продолжало казачество свое стремительное безостановочное движение в историческом пространстве. Петр Первый ликвидировал этот казачий герб. В 1918 году, с падением царизма, он был восстановлен на Дону.
При обсуждении станичного геральдического знака фигуру «оленя, пораженного стрелой» предложили поместить на динском гербе. Она же должна занять место и на флаге станицы. Это встретило бурное возражение некоторой части депутатов. И хотя не удалось отстоять фигуру оленя, рвущегося вперед в стремительном грациозном прыжке, все же это благородное животное с величественными рогами и крупными выразительными глазами, но спокойно стоящее, заняло центральную часть станичного герба.
Белый олень на лазурном поле
Вглядитесь в символ нашей станицы. На щите два цветных поля: пурпур и лазурь. Пурпурный (малиновый) цвет символизирует запорожское казачество. Под малиновым знаменем совершали свои походы запорожцы против крымского хана, турецкого султана, польских панов. Это прикладной цвет современного кубанского казачества. Башлыки, бешметы, отвороты на рукавах – все малинового цвета. В геральдике пурпурный (малиновый) цвет – это благородство, слава, достоинство, набожность, скромность. Другое поле лазурное (синее). Это цвет донского казачества. В геральдике он – символ безупречности, добродетели, воли. На синем поле – белый олень. Все вместе это должно напоминать нашим станичникам о глубоких корнях, которые вот уже скоро полтысячи лет питают себя соками родной донской и днепровской земли, соками родных казачеств – донского и запорожского. Белый цвет в геральдике называют серебром, и символизирует он чистоту, совершенство, взаимопонимание. Олень стоит на золотом поле. Он украшен золотыми копытцами, золотыми рогами, пронзен золотой стрелой. Золотой крест на пурпурном поле (как в районном гербе) подчеркивает, что станица является административным районным центром. Золотая сабля в золотых ножнах отражает заслуги динчан в защите отечества. Золото в геральдической символике обозначает богатство, процветание, достаток, стабильность, уважение, интеллект. В нашем гербе – вся наша история.
Да, продолжает жить название нашей станицы, возникшее почти полтысячи лет назад, в далеком XVI веке. Это название сегодня с гордостью носит уже весь наш район. Продолжает свой исторический бег раненный стрелой олень. Это движение будет вечно!
Донской курень Кубанского коша
Донской курень основан в 1794 году, среди первых сорока куренных поселений, появившихся на Кубани после разгрома Запорожской Сечи, согласно грамоты от Екатерины II, пожаловавшей казакам кубанские территории. Каждый курень по жребию получал место, где должен возводить свое селение. При малом знакомстве с краем первоначальное раположение многих мест было неудачным. Новый выбор "дончан" выпал на реку Кочеты, северо-восточнее войскового центра "Екатеринодар", ныне - Краснодар. Казаки, основавшие поселение, были потомками тех, кто основал в Запорожской Сечи курень под названием "Донской". Постепенно название "Донской" зазвучало как "Динской", да так и осталось. Позднее (1842 г.) Динской курень был переименован в станицу Динскую (ударение на у,а), а жителей нашей станицы называют динчанами. В 1794 году курень насчитывал 20 дворов и 62 жителя. В 1807 году получено разрешение на переселение Динского куреня с берега реки Кубань на берег реки Кочеты. В 1842 году Динской курень был переименован в станицу Динскую. В ней насчитывалось 373 двора, в которых проживал 2181 житель. В 1925 году в Динской 2451 двор, проживает 11862 жителя.
Управление станицей и ее общественной жизнью осуществлялось станичным правлением, во главе которого стоял атаман с некоторыми помощниками. Они избирались общим казачьим сбором, представляющим высшую станичную власть. Все казаки носили особую форму, состоящую из черкески, папахи (позже ее назовут "кубанкой"), и башлыка - чекменя. Зажиточные могли позволить себе сапоги и клинок. Гордостью каждого казака была шашка и верный друг, - конь. Казаки были превосходными воинами, отличными наездниками и земледельцами.
Занимались и ремеслом: гончар, кузнец, плотник и сапожник был обязательно в каждой станице. Женщины рукодельничали, ростили детей и смотрели за хозяйством. Готовясь к свадьбе, казачка ткала свое приданое сама. Обязательными были полотенца (рушники), на которых ставилась девичья фамилия. В районном краеведческом музее ст. Динской сохранились и собраны по крупицам атрибуты типичной "Казачьей хаты": красивые, в массивных рамах иконы, вокруг них, - лампадки и рушники (так называемый "святой угол"). Рядом круглый деревянный стол на витых ножках, самовар, глиняные чашки, другая посуда. У окна стоит прялка, ухваты. На стенах развешаны фотографии родных, в красивых рамках. Здесь же, - русская печь, и кизяки, которые использовались как топливо. В печи дымится превосходный наваристый кубанский борщ.
До революции в Динской была одна иногородняя и три казачьих школы. Казаки тянулись к грамоте, только этим обьясняется высокий показатель образованности - 30% от всего населения. Церковь находилась в центре станицы Динской и была впервые воздвигнута в 1827 году. Духовной основой казачей семьи были высокая нравственность, уважение к старшим и вековым казачьим традициям.
История
С именем полководца связана и легенда о происхождении названия трех рек Кочеты. В конце 18 века, после разгрома Запорожской сечи, образовано Черноморское казачье войско, которому Екатерина II пожаловала кубанские территории. Для обеспечения безопасности южных рубежей государства трудно найти более выгодный и удобный вид войск. Содержать в этом районе регулярные войска накладно для казны, а казаки могли не только нести пограничную службу, но и осваивать богатые степные просторы. Вдоль Кубанской оборонительной линии стали расти первые казачьи поселения запорожцев.
По одной из версий, название станицы произошло от слова "Дон". В связи с тем, что в разговорной речи украинцев "Дон" может звучать как "Дин", постепенно претерпев некоторое изменение, "Донской" звучал как "Динской". С переселением на Кубань и закрепилось это искаженное название - Динской курень, точнее - Динское куренное селение, где в первые годы было 20 дворов, в которых проживали 62 человека. Местоположение станицы, ее близость к Екатеринодару привлекали сюда людей и уже в 1875 году здесь было 557 дворов с общим числом жителей 3350 человек. Во владении динчан было 1100 десятин земли, 612 рабочих лошадей, 4162 рабочих вола, 3024 головы крупного рогатого скота, 15 пасек с 1217 ульями.
С началом Великой Отечественной войны станичники уходили на фронт, чтобы со всем народом дать отпор захватчикам. Доровольцы непрерывно обращались в райвоенкомат с просьбой отправить в действующую армию. В августе 1942 года станица Динская была временно оккупирована фашистами. Гитлеровцы грабили население. Жителям вменялись трудовая повинность на полевые работы с 6 часов утра до 7 часов вечера, после чего один час давался на возвращение домой. Сотни динчан отличились на полях сражений с лютым врагом, прославив себя и родную станицу. В первые дни февраля 1943 года Динская была освобождена от фашистских оккупантов. После освобождения станицы от фашистской нечисти динчане приступили к восстановлению разрушенного и разграбленного народного хозяйства.
Прошли считанные недели после освобождения, и в станице заработал свой радиоузел, который регулярно сообщал жителям о ходе боевых действий на фронтах и достижениях тружеников тыла. В пятидесятые годы в станице начались работы по организации строительных производств - базы для перспективного роста как жилого, так и общественного фонда. Если в первые послевоенные годы Динская расширялась главным образом за счет индивидуального возведения жилья и восстановления разрушенного войной, то в начале пятидесятых годов в застройке произошли изменения, связанные с перспективой развития экономики станицы и растущими социально-культурными и бытовыми запросами жителей.
Источник: http://www.dinskoeposelenie.ru/city/history.php
Карта деления ККВ сегодня:
Источник: http://www.slavakubani.ru/departments/